Юбилейная пора: поздравляем Алексея Васильевича Ильина!

А. В. Ильин. (2.09.1949)

К своим 75 годам Алексей Васильевич добился многого: доктор сельскохозяйственных наук, известный в Саратовской области и за ее пределами селекционер, создавший уникальную, а главное востребованную линейку сортов ярового ячменя числом 10, автор около сотни научных работ. Казалось бы, можно уже и отдохнуть от трудов праведных. Но – нет. Он по-прежнему в профессии, в деле, в семейном деле.

Поясним. Алексей Васильевич продолжатель славной династии, хорошо известной в науке и селекции. Совсем недавно, в начале июля, в ФАНЦ Юго-Востока отметили 100-летний юбилей его родителей – Лидии Герасимовны и Василия Алексеевича Ильиных, создателей выдающихся сортов яровой пшеницы и проса.

Их имена и дела неразрывно связаны с НИИ сельского хозяйства Юго-Востока (ныне – ФАНЦ Юго-Востока), в стенах и на полях которого прошла вся жизнь этих ученых. Здесь же, в научном городке института, провел своё детство Алексей Ильин. Потом была школа, учеба в Саратовском сельскохозяйственном институте (селекционная группа агрофака), который окончил в 1972-м, в том же году женился на однокурснице и по распределению прибыл с женой Тамарой на Краснокутскую селекционную опытную станцию. Служба в армии, в Группе советских войск в Германии (1974-1975) и возвращение на Краснокутскую СОС.

Хотя казалось бы, после того как сполна отдал свой гражданский долг государству – отработал после окончания вуза по распределению, отслужил в армии – можно было бы вернуться под крыло родителей, которые в то время уже пребывали в статусе ведущих ученых НИИ, а Василий Алексеевич был руководителем лаборатории селекции проса.

«Сам не захотел, да и родители советовали в науке идти своей дорогой», – с этого момента и далее портрет юбиляра «пишется» в диалоге с самим Алексеем Васильевичем. Говорим с ним о путях-дорогах, которые довелось ему пройти за прожитые годы в селекции и науке.

– В начале пути у меня не гладко все шло – ругали в хвост и в гриву. Сначала многорядный сорт передали – не пошел. Потом Медикум 98 передали – не пошел. И только Нутанс 108-й был районирован в 1991-м. А до этого были годы упорных усилий, которые не увенчались ничем. Ну, как ничем? С другой стороны, рос материал, росли его качества, они приближались к требованиям рынка и конкурентоспособность прирастала.

Надо всегда стараться добиваться своих целей. А для этого селекционеру нужно иметь терпение. Десять лет ждешь, думаешь: пойдет эта перспективная линия, или не пойдет? Ты лепил, лепил её, потом появился сорт чей-то, который оказался лучше твоего, все – ты в пролете. Но чем селекционный процесс хорош – у тебя много материала: эта линия не пошла, есть другая, третья. Непрерывный процесс. Но при этом нужно иметь терпение и не надо опускать руки.

А теперь о том, как складывалась научная карьера Ильина-младшего.

– Докторская прекрасно прошла. Защищал в 2000-м в Саратове, в СХИ. Спасибо, Николаю Ивановичу Комарову (директор НИИСХ Юго-Востока – ред.). Он приехал на станцию и сказал: «Пиши докторскую, не напишешь – уволю». И я вынужден был ее за зиму написать. Я считал, что еще не дозрел маленечко до докторской. Но куда деваться!

– А кто у вас был научным руководителем?

–Я без руководителя сам написал.

– Сам себе «режиссер»…

– А вот на кандидатской у меня руководитель был – академик Прокофий Фомич Гаркавый из Всесоюзного селекционно-генетического института. Это Одесса, я там четыре года обучался в заочной аспирантуре. Он чисто практик был. Молчаливый очень. Я приезжаю – он молчит, или общими фразами поговорим. Я уже предзащиту прошел, а он возьми и умри в 1984 году. Думаю, все – накрылась моя кандидатская. Диссертацию, таблицы положил в стол и успокоился – работаю. И вдруг приходит вызов на защиту. Я прямо дар речи потерял от неожиданности. Приехал, в то время ученым секретарем института была Амирова Галина Ивановна, она мне и говорит: «Ты не бойся. Замечания будут – не соглашайся, все опровергай». Я так и сделал.

– Диссовет не возмутился от «наглости» такой соискателя?

– Нет, единогласно защитил там в 1985 году.

– А на защите докторской черные шары были?

– Да, кто-то один закатил.

Поговорили и о научной этике с учетом современных рыночных реалий.

– Я бы не сказал, что сегодня какие-то особые моральные ценности должны быть в научном мире. Общечеловеческие – да. Нельзя присваивать материал чужих исследований. Если ты чем-то пользуешься, скажи, что это другой сделал. Нужна честность и принципиальность. Ну, и не быть бездельником. Есть такие деятели, у которых подчиненные работают, а они скачут по верхам и прекрасно себя чувствуют. Он и автор, и герой. Таким цена небольшая, мне кажется.

А это уже из семейных моральных ценностей, которым были привержены при жизни родители Алексея Васильевича. И по этой чувствительной нравственной линии продолжается им научная династия без всяких скидок на обстоятельства, зачастую весьма неблагоприятные.

Да, и не забалуешь в Саратовском Заволжье, где прожит уже не один десяток лет Ильиным-младшим, если говорить о главном – служении науке. Этот суровый край, граничащий с полупустыней, требует от ученого полной самоотдачи. Что ж, работать на максимуме возможностей с высоким результатом – это семейная традиция Ильиных.

И последний штрих к портрету юбиляра. Живопись – его давнее увлечение. Посмотрите портрет Василия Алексеевича Ильина и пейзажную зарисовку, исполненные художником Алексеем Ильиным.


Администрация ФАНЦ Юго-Востока и Краснокутской СОС, коллеги сердечно поздравляют Алексея Васильевича Ильина с замечательным юбилеем!



2 сентября 2024 г.