В ФАНЦ Юго-Востока завершили уборку ранних зерновых культур и провели сев озимых

   И это только часть оперативной информации на дату встречи (6 сентября) с директором научного центра С. Н. Гапоновым. На стыке лета и осени всегда много чего происходит на селекционных делянках и опытных полях. А еще – это время появления аналитики и первых прогнозных оценок в части выполнения годовых научных и производственных программ. Разумеется, называются итоги пока что предварительные, но, тем не менее, уже вполне осязаемые.
   – Сергей Николаевич, так с чего начнем?
   – Если двигаться в порядке очередности выполнения задач, то с уборки. Уборка прошла дружно. Проблемы у нас были только в самом начале с озимой пшеницей, когда дожди не давали работать в поле. По яровой пшенице вопросов не возникало – убрали быстро, зерно качественное, стекловидное. Не упустили стекловидность.
   – С качеством понятно, а что с урожайностью?
   – В этом году селекционеры получили неплохой урожай. По яровой мягкой пшенице в районе 30 центнеров, по твердой – от 20 до 32 (были колебания по сортам), по озимой – выше 50. Это благодаря тому, что сложились благоприятные условия для раскрытия потенциала сорта в этом году. А вот в 2021-м условия были жесткие – суховеи буквально по всем культурам прошлись. Зато можно было оценить стрессоустойчивость селекционного материала и сортов к засухе, суховеям. В этом году суховейные явления отмечались гораздо реже. Юго-Восток – он непредсказуем.
   – И как с этим быть?
   – А что наш наставник в селекции Николай Сергеевич Васильчук говорил: «Для селекционера плохой погоды вообще не бывает». Неважно засуха, дожди, засуха с дождями перемежающаяся. Все это дает обширную информацию для селекционера и позволяет создавать сорта адаптивные, приспособленные, в том числе, к резко меняющимся условиям Юго-Востока России.
   – Зафиксируем теперь ситуацию на следующем этапе работы – посевной. Что сделано?
   – Селекцию закончили сеять. Вчера проезжал, посмотрел семеноводческие посевы. На поле, с которого начинали посевную, уже появились всходы. Еще два поля после прошедшего дождя взойдут – деваться им некуда. Для нас 200 гектаров – это большой посев. С учетом того, что это питомники, это опытные поля, это малогабаритная техника, это первичное семеноводство. В каком-нибудь крупном фермерском хозяйстве проще посеять 2 тысячи гектаров, чем у нас 200. На это уходит гораздо больше сил и затрат. Отсюда и стоимость оригинальных семян – она гораздо выше, чем элиты, тем более товарного зерна. Что еще? Сейчас занимаемся обработкой почвы. Селекционный севооборот уже весь обработан. Все идет по плану.
   – На какие сорта озимых сделали акцент в собственном семеноводстве?
   – И на новые, и на проверенные временем сорта, которые пользуются спросом у производственников. В нынешнем году районирован новый сорт озимой пшеницы Подруга. И уже в эту посевную под заказ мы выдали небольшие объемы его семян. На следующий год будем предлагать больше, поскольку мы сейчас целое поле посеяли питомников, к тому же этот сорт уже есть на размножении в двух наших филиалах. Но при этом Жемчужина Поволжья, как она занимала в прошлом большие площади в производстве озимой пшеницы, так и поныне занимает. И я думаю, она еще долго позиции не сдаст. Другой известный сорт нашей селекции – Калач. В этом году, несмотря на все риски, несмотря на то, что он тоже попал под дожди (сорт скороспелый), тем не мене и правый берег и особенно левобережье самый высокий урожай получили именно Калача. Разумеется, семеноводство ранее созданных и новых сортов озимой пшеницы, других культур мы продолжаем вести как в самом научном центре, так и в наших филиалах. И далее будем только наращивать усилия. Как известно, правительство страны поставило конкретную задачу – довести в кратчайшие сроки обеспеченность АПК отечественными семенами до уровня не менее 80 процентов. Надо выполнять.
   – Сергей Николаевич, просьба, назвать наиболее значимые результаты ФАНЦ Юго-Востока в селекции и семеноводстве последних лет.
   – Пожалуйста. Селекционные программы в нашем научном центре ведем по 13 сельскохозяйственным культурам. Только за последние 5 лет получили допуск к использованию 23 сорта и гибрида нашей селекции. С учетом научно-производственных филиалов центра, а их у нас 4, площадь семеноводческих посевов довели до 12 тысяч гектаров. В текущем году головное учреждение, напомню, это бывший НИИСХ Юго-Востока, реализует оригинальных семян и суперэлиты более 600 тонн. По филиалам окончательный итог по производству и продаже семян подведем ближе к концу года. И еще одна цифра – по данным Россельхозцентра, ежегодно каждый десятый гектар пашни в стране засевается семенами и гибридами нашей селекции.
   – Впечатляет. Однако для дальнейшего развития нужны ресурсы – приборное оснащение и спецтехника для селекционных лабораторий, сельхозтехника для производства семян, само собой – деньги. Как со всем этим обстоит у вас дело на конец 2022 года?
   – Не буду говорить в деталях об обновлении приборной базы – там список достаточно большой. А вот что касается технического переоснащения ситуация такая: за последние три года приобретено более 30 единиц сельхозтехники. Номенклатура – от комбайнов и тракторов различных моделей, до сеялок и плугов. До конца нынешнего года еще несколько единиц закупим. Работаем уже не один год по четырем федеральным программа на условиях софинансирования. То есть, помимо бюджетных средств, вкладываем свои собственные. За последние 5 лет на эти цели (техническое и приборное обновление) направили десятки миллионов рублей.


   09 сентября 2022 г.