Исторический факт: исполнилось 70 лет со дня организации НИИСХ Юго-Востока (ныне – ФАНЦ Юго-Востока)

Напомним, 15 марта этого года в ФАНЦ Юго-Востока отметили 115-летие с момента создания Саратовской опытной станции Губернского земства. Круглая дата и хороший повод присмотреться к истории многочисленных ее преемников, коих с разными названиями набралось числом 16. Именно столько научных организаций, последовательно сменяя друг друга, продолжили за прошедшие десятилетия славную историю своей родоначальницы – Саратовской опытной станции.

И, как оказалось, у четырех из них на этот год выпали свои круглые даты. Перечислим в порядке хронологии.

• Через пару недель исполнится 95 лет с момента организации Института засухи СССР. Создан 1 июня 1930 г.

• Столько же – 95 лет со дня основания Всесоюзного института зернового хозяйства (ВИЗХ) будет в конце нынешнего года. Создан 22 декабря 1930 г.

• Классическая юбилейная дата – 75 лет у НИИ земледелия Юго-Востока СССР. Создан 21 сентября 1950 г.

• 70 лет НИИ сельского хозяйства Юго-Востока (НИИСХ Юго-Востока). Создан 19 мая 1955 г.

А теперь отмотаем ленту времени на 70 лет назад и присмотримся к обстоятельствам, способствовавшим образованию НИИСХ Юго-Востока – главного персонажа этой публикации. Есть две версии трансформации его предшественника – НИИ земледелия Юго-Востока СССР (время работы с 1950 по 1955) – в научное учреждение с более широким функционалом.

Главный корпус института. (Начало 1950-х годов).

Первую – официальную версию – транслирует в своих исторических записях Борис Михайлович Смирнов. Ученый работал в системе института, начиная с 1930-х годов (ВИЗХ).

«В середине 50-х годов совхозы и колхозы нашей страны стали вырастать в комплексные сельскохозяйственные предприятия, которые должны всемерно увеличивать производство не только зерна и других растениеводческих продуктов, но также мяса, шерсти, яиц и других пищевых благ. В соответствии с этим перед научно-исследовательскими учреждениями встала важнейшая задача – вести разработку системы агротехнологических и зоотехнических мероприятий по увеличению продукции на 100 га с.-х. угодий, то есть они, подобно совхозам и колхозам, должны были стать комплексными и показывать пример производства.

Учитывая это, Министерство сельского хозяйства РСФСР приказом от 19 мая 1955 года за № 258 НИИ земледелия Юго-Востока СССР преобразовало в научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени институт сельского хозяйства Юго-Востока, влив в него Юго-Восточный зональный научно-исследовательский институт животноводства.

Версия номер два от Петра Григорьевича Кабанова (начинал в 1934 году в ВИЗХ, с 1957 по 1962 директор НИИСХ Юго-Востока) напоминает управленческий детектив, сюжетная канва которого расцвечена яркими историческими деталями. Воспоминания ученого на сей счет подробно цитируются в книге «Научно-полевой роман». Здесь приводим лишь фрагмент:

«В 1955 году для участия в зональном совещании работников сельского хозяйства областей Юго-Востока в Саратов приезжал первый секретарь ЦК КПСС тов. Н. С. Хрущев. До начала совещания он решил познакомиться с работой Научно-исследовательского института животноводства и с нашим институтом. Вначале он поехал в Институт животноводства.

В беседе с руководителями и научными работниками Института животноводства Н. С. больше всего интересовала кукуруза на силос и на зерно как основная кормовая культура. (в то время Н. С. Хрущев очень активно способствовал внедрению в производство посевов кукурузы во всех районах страны – там, где нужно и там, где не нужно). Когда Н. С. спросил зав. отделом кормопроизводства т. Краснокутского, сколько на гектаре высевается гнезд кукурузы при квадратно-гнездовом посеве, тот не мог ответить и сказал: «Я, Никита Сергеевич, сейчас не могу сказать, в математике я не силен». После этого Н. С. учинил работникам Института животноводства разнос, отказался идти смотреть животноводческие помещения и уехал в наш институт.

На другой день после посещения Н. С. Хрущевым Института состоялось зональное совещание. В своем выступлении на этом совещании Н. С. высказал примерно такую мысль: «Непонятно, для чего было создавать в Саратове зональный институт животноводства. Здесь имеется хорошо известный в нашей стране, плодотворно работающий Институт земледелия Юго-Востока. Он мог бы вести также работы по кормопроизводству и животноводству». Этих слов было достаточно, чтобы через несколько дней после зонального совещания министерством был издан приказ о ликвидации Юго-Восточного института животноводства и объединении его с Институтом земледелия Юго-Востока СССР. Вскоре мне пришлось принимать этот институт».

Как видим, при создании нового учреждения науки не обошлось без проявлений волюнтаризма со стороны власть предержащих. Время было такое. Тем не менее, в отличии от многих скороспелых проектов-однодневок тех лет, НИИ сельского хозяйства Юго-Востока суждена была долгая и яркая жизнь в науке. И именно на это обстоятельство в первую очередь хотелось бы обратить внимание.

С 1955 по 2020 год – время жизни большого и сложного «организма», именуемого НИИСХ Юго-Востока. Это почти 65 лет из 115-летней общей истории созвездия научных организаций, начало которому положило создание Саратовкой опытной станции. Впечатляет!

В 2010 году в НИИСХ Юго-Востока отметили 100-летний юбилей Саратовской опытной станции.

Да, не раз за эти годы менялась ведомственная принадлежность института (был в системе Минсельхоза РСФСР, ВАСХНИЛ, далее – Россельхозакадемии и Минобрнауки РФ), менялись и организационно-правовые формы, в рамках которых пришлось работать. В связи с чем время от времени вносились уточнения в его основное название с добавлением аббревиатур типа – ГНУ, ФГБНУ. И даже был период с 1983 по 1993 год, когда институт будучи головной организацией входил в состав НПО «Элита Поволжья», можно сказать, находился в «недрах» оргструктуры этого научно-производственного объединения.

Тем не менее, в научном сообществе, для многомиллионной армии российских аграриев это был всегда и везде узнаваемый, тот самый НИИСХ Юго-Востока, знаменитый своей и своих предшественников славной историей, многими достижениями и плеядой талантливых ученых, работавших на всех этапах его развития в различных областях сельскохозяйственной науки.

Обоснуем этот посыл. Действительно, за свою долгую историю НИИСХ Юго-Востока неизменно входил в тройку, пятерку ведущих научных учреждений ВАСХНИЛ и Россельхозакадемии по основным направлениям научно-производственной деятельности. Добивались этого прежде всего за счет крупных достижений в области селекции, которая всегда имела большой удельный вес в исследовательской программе института.

Такой факт. С середины 60-х по середину 80-х годов прошлого века саратовские сорта яровой пшеницы ежегодно занимали основную долю сортовых посевов этой культуры в СССР – не менее 50 процентов. И в последующие годы доминирование Саратовской школы селекции было сохранено во многих регионах страны как по пшенице, так и по другим культурам.

Это прямая заслуга селекционеров-пшеничников, в разные годы работавших в НИИСХ Юго-Востока: Героя Социалистического труда В. Н. Мамонтовой, доктора сельскохозяйственных наук Л. Г. Ильиной, члена-корреспондента Россельхозакадемии Н. С. Васильчука, их коллег по институту. Перечень замечательных дел и имен можно продолжать многократно, что непременно будет сделано в следующих публикациях под этой рубрикой, в других материалах нашего сайта.

А завершая краткий исторический экскурс, отметим: НИИСХ Юго-Востока – это звезда первой величины в созвездии научных учреждений, ведущих свое родство от Саратовской опытной станции, сопоставимый с нею по значимости и достижениям в табеле о рангах сельскохозяйственной науки России. Это, как два бесценных бриллианта, каждый из которых уникален по-своему.

Сказано не без пафоса, но, как представляется, по сути – верно.


19 мая 2025 г.