Повышение эффективности работы научных сотрудников – центральная тема заседания ученого совета ФАНЦ Юго-Востока
В нынешнем году эту тему под разными ракурсами здесь обсуждали неоднократно. С начала года уже провели четыре заседания ученого совета. На этот раз (пятый) – расставили точки над «i» и даже не одну по ряду ключевых направлений.
Они (эти направления) были сформулированы в повестке заседания таким образом: «Аттестация сотрудников ФАНЦ Юго-Востока» – первый вопрос. И далее – «Рейтинговая оценка сотрудников ФАНЦ Юго-Востока». Докладчик и там, и там – заместитель директора научного центра С. С. Деревягин. Также в повестке третьим вопросом значилось: «Расширенное заседание селекционного центра для рассмотрения диссертационной работы Жилина С. В.». То есть, опять же про кадры высшей квалификации, их профессиональный рост, а значит и большую отдачу.

С. С. Деревягин.
Для начала Сергей Деревягин проинформировал членов ученого совета о ситуации с аттестацией научных сотрудников. По его словам, мера эта назревшая, поскольку в связи с реорганизацией научного учреждения (2020 – 2022 годы) аттестация не проводилась уже более пяти лет.
– Сразу скажу, что задача увольнения сотрудников по результатам аттестации, не ставится; ставится задача проверить соответствие квалификации научного сотрудника должностным инструкциям и квалификационным требованиям. Прошу отнестись спокойно к аттестации, которая пройдет у нас через полтора месяца. Аттестация будет проводиться в течении нескольких недель. В соответствии с протоколом, в состав внутренней комиссии входит директор в качестве председательствующего, будут и приглашенные эксперты, большая часть комиссии будет состоять из наших сотрудников.
Аттестация не только испытание, но и возможность проявить себя. На обосновании этого тезиса Сергей Деревягин остановился подробно.
– Аттестация хорошая возможность предложить свое видение развития своего направления в рамках лаборатории. По форме пусть это будет небольшое эссе, где будет сказано, к чему научный сотрудник стремится. Это принципиальный вопрос и вот почему.
Минобрнауки в очередной раз, буквально на днях, подтвердило, что денег на поддержание направлений, оформившихся многие годы назад, больше не будет; напротив – будет все меньше и меньше с каждым годом. Но будет с каждым годом всё больше денег на развитие новых направлений, открытие новых лабораторий, открытие поисковых тематик, на участие в грантах и так далее.
Вот в этом смысле новые идеи, новые предложения, которые я просил на предыдущем ученом совете оформить и передать мне, будут министерством только приветствоваться. Это важно и для нашего внутреннего понимания – знать где, что, у кого есть на ближайшую перспективу для продвижения науки вперед. Коллеги, сейчас время новых идей, а за прошлый багаж и заслуги будут платить все меньше и меньше.
Относительно второго вопроса повестки: «Рейтинговая оценка сотрудников ФАНЦ Юго-Востока», опуская нюансы, сказано было следующее. Цитируем…
С. С. Деревягин: Прошу обратить внимание, у нас в наукометрии прошли достаточно большие изменения. В связи с политическими событиями, прежде всего с санкционным давлением и другими недружественными действиями западных стран, международные базы данных перестали быть мерилом эффективности и качества научных публикаций российских ученых. Белый список научных публикаций ВАК, Белый список РИНЦ (не принципиально как его называют) – принципиально то, что на ближайшие годы в России это будет критерий оценки эффективности и качества научных публикаций.
И относительно точек над «i», с чего, собственно, и начали этот отчет. Принципиальный вопрос – проведение государственных испытаний новых сортов в радикально изменившихся условиях. Что делать в ситуации, когда по причине нехватки бюджетных средств в системе Госсорткомиссии с десяток сортов научного центра уже не один год эти госиспытания пройти не могут? На предыдущем заседании ученого совета к окончательному решению так и не пришли. 20 мая, как говорится, «лёд тронулся…».
С. С. Деревягин: Коллеги, по поводу наших селекционных программ. Директор Саратовского филиала ФГБУ «Госсорткомиссия» Алексей Дорогобед проанализировал опыт других селекционных учреждений, проконсультировался с головным подразделением Госсорткомиссии и предложил такой вариант: раз нет бюджетных ассигнований на сортоиспытание для наших сортов то, если мы в каком-то конкретном сорте абсолютно уверены, мы можем провести на базе собственных филиалов его сортоиспытание.
Специалисты Госсорткомиссии проедут по филиалам и оценят, как себя чувствует новый сорт. И это сортоиспытание на базе семи точек будет являться легитимным. Это стоит денег – 2,3 миллиона рублей за испытание одного сорта. Но стопроцентной гарантии, что сорт пойдет в Госреестр, все равно нет. Тем не менее, сложившаяся ситуация не предполагает иных вариантов. Либо мы за счет собственного внебюджета проводим испытания, либо мы встаем в очередь на квоту в Госсорткомиссию. У нас сейчас больше десятка сортов висит в отложенных по причине нехватки средств на проведение госиспытаний. В ближайшие годы ситуация скорее всего не изменится, если не произойдет кардинальных подвижек в экономике.
И еще один сюжет, «выплывший» из череды прошедших в нынешнем году заседаний ученого совета, получил свое развитие на этой встрече. Назовем его – «спор архаистов и новаторов» о путях и способах развития, а значит и темпах научного поиска. Известная коллизия в научном, да и в любом другом творческом коллективе.
С. В. Лящева (руководитель селекцентра): Почему у нас сорта создаются за 20 лет? Потому что мы их испытываем 20 лет в различных условиях. Двадцать лет – это 20 вариантов по созданию условий для данного сорта, возможность показать, как он может себя проявить за это время. За 20 лет мы стараемся сделать так, чтобы сорт впоследствии на полях страны приносил наибольшую пользу.
Я понимаю, не всегда у нас получается применить методы, которыми пользуются западные ученые для ускорения процессов селекции растений, не всегда у нас все это выходит по ряду субъективных и объективных причин. У нас, например, не хватает на новые методы достаточного количества денег, чтобы мы могли заменить ими старые методы.
А что касается новизны и всяких заявлений на этот счет… Нужно ли приспосабливаться к этой ситуации, или как-то за себя постоять? Для меня это сейчас самый главный вопрос. Потому что переформулировать наши традиционные тематики мы можем и сделать их звучащими иначе – тоже. Но в любом случае главное то, что наш центр решает большие и сложные задачи для продовольственной безопасности страны, и это руководство центра должно отстаивать.
С. С. Деревягин: Разумеется, отстаиваем. Но хотим мы того, или не хотим, нам необходимо активизировать поисковые тематики, необходимо переосмыслить и переформулировать некоторые направления работы, необходимо оперативно вытаскивать «заначки», созданные ранее в рамках фундаментальных исследований по гостематике, и, немедля, показывать их как новизну. У каждой лаборатории есть свои заделы; если нет, то предлагается коллаборация с нашими коллегами-друзьями из того же Вавиловского университета. Как я уже говорил, времена, когда научная тематика финансировалась десятилетиями, прошли. Именно на динамичную и эффективную работу нацеливают нас сегодня минобрнауки, минэкономики, и Совет по науке при Президенте РФ.

Тому, что ФАНЦ Юго-Востока в тренде по озвученным проблемам развития российской науки, на заседании, помимо слов, были предъявлены и материальные свидетельства – два патента и почетная грамота. Отметим, с начала года это уже не первое награждение отличившихся. Особенно массовым оно было в марте на ученом совете, посвященном 115-летию научной организации. Тогда были награждены более 70 сотрудников центра и его филиалов.

С. В. Жилин.
А далее ученый совет трансформировался в расширенное заедание селекционного центра, на котором была рассмотрена диссертационная работа С. В. Жилина, научного сотрудника лаборатории клеточной селекции. Тема его кандидатской диссертации: «Получение удвоенных гаплоидов тритикале и их селекционная ценность в условиях Нижнего Поволжья». Научный руководитель – доктор биологических наук Т. И. Дьячук.
Отметим, доклад соискателя на предзащите длился 25 минут. Куда больше времени ушло на вопросы оппонентов и ответы. В обсуждении диссертационной работы приняли участие ведущие ученые центра – десять докторов и кандидатов наук. Итог – предзащита признана успешной.
Учитывая, что далеко не все пользователи нашего сайта работают в научных учреждениях аграрного профиля и конкретно – в селекции тритикале, небольшая цитата из диссертации для понимания актуальности исследования по этой культуре: «Тритикале (×Triticosecale Wittmack) – рукотворный вид злака, полученный от скрещивания пшеницы с рожью. На современном этапе тритикале является коммерческой культурой многоцелевого назначения, обладающей огромным потенциалом в качестве продукта питания человека и корма для животных».
Вот, пожалуй, и все основные рабочие эпизоды, сдвоенного заседания ученого совета и селекционного центра ФАНЦ Юго-Востока.
26 мая 2025 г.