Тридцать три ступени к идеалу

   На уточняющие вопросы касательно всякого рода регалий, званий и тому подобных должностных анкетных данных Александр Голубев ответил коротко: «Звание – селекционер». Занимается Александр Михайлович селекцией плодовых косточковых культур с 1978 года со времени учебы в Мичуринском сельскохозяйственном техникуме.

А.М. Голубев
А.М. Голубев
   «Виноградную косточку в теплую землю зарою…». Эта строка из любимого многими стихотворения Булата Окуджавы к работе Голубева имеет непосредственное отношение. Только «на земле этой вечной» (еще одна поэтическая цитата) в фокусе многолетнего внимания селекционера преимущественно не виноград, а абрикос, персик и миндаль.
   За плечами Голубева 45 лет трудов, что прошли на берегах Волги в Саратове и на берегах реки Миасс в Челябинске с последовавшим затем возвращением к истокам – в ФАНЦ Юго-Востока. (Это бывший НИИСХ Юго-Востока, где в 1986 году, после окончания Саратовского СХИ, Голубев начинал аспирантом). Собственно с этой временной отсечки идет отсчет его исканий не только в практической, но и в теоретической селекции всерьез – по-взрослому.
   Нынешнее место работы – лаборатория молекулярно-генетической селекции плодовых культур ФАНЦ Юго-Востока. Должность – руководитель лаборатории. Со слов Александра Михайловича, это пятая исследовательская лаборатория, которую ему за долгую жизнь в селекции довелось организовать с нуля. Пришел он в это научное подразделение, самое молодое по дате создания (2019), из частного селекционного питомника Голубевых, хорошо известного в Поволжье и за его пределами своими селекционными наработками.
   После этого вступления с ворохом биографических сведений и предъявленным фотопортретом главного действующего лица, интервью о селекции плодовых культур, как таковой, с ее особенностями, проблемами и достижениями.
   – Александр Михайлович, какими судьбами у руля лаборатории вы оказались – выяснили. А причины появления этого научного подразделения какие?
   А.М. Голубев: По президентской программе в стране за последние годы было организовано где-то 35-36 молекулярно-генетических лабораторий по разным направлениям. И в рамках этой программы в 2019 году, еще в бытность НИИСХ Юго-Востока, такая профильная лаборатория была в составе института создана. Кстати напомню, селекцией плодовых культур занимались здесь еще со времен Саратовской опытной станции – в начале прошлого века. При организации лаборатории было поставлено жесткое условие – не менее 50 процентов в ее составе должно быть молодых исследователей. В обозначенный возрастной лимит уложились. Сейчас в лаборатории девять сотрудников.
   – А кстати, вам который год пошел?
   А.М. Голубев: В апреле исполнилось 62.
   – Никогда бы не подумал, значительно моложе выглядите.
   А. М. Голубев: Я же селекционер по абрикосу и питаюсь исключительно абрикосами (смеется). А если серьезно, абрикос – это продукт долгожителей. Вот Пакистан – там, в горах, по 120 лет живут на этом абрикосе. Когда в прошлом на территории современного Пакистана были обособленные княжества, их жители делали муку из косточек абрикоса, масло из косточек абрикоса, хлеб там был из косточек абрикоса и много чего еще делали из абрикоса. Чистая вода и абрикос – всё. Абрикос обладает противораковой активностью и вообще он антиоксидант. Поэтому надо больше абрикосов есть. И еще – не сидеть, что называется сиднем, а двигаться активно. Тогда все нормально будет.
   – Считайте, что ваши рекомендации приняты. И как только у нас в регионе появятся регулярные абрикосовые сады, тогда и подналяжем на этот фрукт.
Абрикос в цвету
Не только яблони, но и абрикос в цвету – какое чудо!

   А.М. Голубев: А мы в лаборатории как раз и ведем селекцию, чтобы были промышленные абрикосовые сады. Селекцией абрикоса я начал заниматься с 1978 года задолго до прихода в ФАНЦ Юго-Востока. К 2000 году у меня были очень интересные образцы. Но я ни один из них не патентовал. А потом пошли болезни, и все эти прежние селекционные наработки оказались неустойчивы к болезням. К морозостойкости, прибавилась еще и эта проблема – неустойчивость к болезням. В настоящее время мы создаем сорта, которые комплексно устойчивы.
   – Поясните…
   А.М. Голубев: Сорт должен обладать морозостойкостью древесины, зимостойкостью плодовых почек, устойчивостью к болезням, длительным зимним покоем и к тому же иметь хорошие вкусовые и технологические качества. Создание такого сорта – нелегкая задача. Казьмин Григорий Тихонович, был такой известный селекционер по плодовым культурам в Хабаровске, определял этот путь, как «тридцать три ступени к идеалу». То есть, надо провести множество скрещиваний, чтобы получить искомый результат. А для этого нужно иметь в наличии генетически разнообразный исходный материал. Так вот, морозостойкость древесины и устойчивость к стрессу – это мы берем от сибирских сортов, длительный покой – от среднеазиатских, а устойчивость к болезням – от европейских, или от китайских.
   – Обширная география.
   А. М. Голубев: Так она у меня вся представлена здесь, в Саратове, в коллекции, из которой подыскиваем доноров для создания сортов. Имеем в ней на сегодня селекционно-ценных генотипов абрикоса около 140, персика – более 60 и миндаля – 10. Ежегодно эта коллекция пополняется. А, кроме того, за годы работы создана электронная база данных, в которой только сортов и перспективных гибридов абрикоса со всего мира внесено 4242, аналогично по персику – 1700, по миндалю – 964.
Гибрид
Сравнение гибридов
   

– Впечатляет. И еще один вопрос на уточнение: сорт с длительным периодом покоя, это что такое?
    А.М. Голубев: Это, чтобы плодовое дерево не просыпалось в оттепели. Ко мне едут из Краснодара за нашими саженцами абрикоса. Я говорю им: «Краснодар – это же райский край». А они в ответ: «У нас 4-5 лет не плодоносит абрикос, потому что оттепель, потом мороз и урожая нет». Сорта нашей селекции – Саратовский Рубин, также как и Новичок Юго-Востока – они не пробуждаются в оттепель. Они могут долго находиться в состоянии покоя и почки у них не мерзнут. Поэтому они каждый год дают урожай.
   – Самое время поговорить о селекционных достижениях лаборатории.
   А.М. Голубев: За четыре года невозможно создать сорт плодовых культур. Но, тем не менее, я из своего частного питомника перспективную форму выделил и в лабораторию передал. Мы ее еще поизучали, и в прошлом году подали заявку на патент. Это сорт Новичок Юго-Востока. В нашей зоне это второй сорт абрикоса будет районирован. Первым запатентованным сортом стал сорт Саратовский рубин, тоже моей селекции. Он по всей стране сейчас выращивается: в Челябинске, Мордовии, Тамбове, Крыму и Подмосковье – везде стабильно плодоносит.

Новичок
Новичок Юго-Востока
Саратовский рубин
Саратовский рубин

   – А у Новичка какое будущее?
   А.М. Голубев: А у него еще лучше будущее. Вот этот Новичок Юго-Востока он чем хорош: во-первых, поздно цветущий, то есть почки у него еще более зимостойкие. И древесина более морозостойкая, чем у Саратовского рубина. Он может произрастать в более северных регионах, и вкус у него лучше. Хотя у Саратовского рубина вкус тоже хороший, все специалисты это подтверждают. Плоды Новичка по размеру чуть, чуть меньше, но это неважно – вместо одного два съедим. Оба сорта самобесплодны, но друг друга переопыляют и потому их надо выращивать в паре.
   – А урожайность?
   А.М. Голубев: Урожайность высокая – это основной показатель, который должен быть у любого сорта.
   – И какая?
   А.М. Голубев: Скажу так, сорт Саратовский рубин дает до 100 килограммов плодов с дерева. Ну, и Новичок Юго-Востока примерно также. Урожайность высокая и притом ежегодная. На этот сорт, как я уже говорил, подана заявка на патент и еще заявка на патент по изготовлению джема из его плодов. И завершая тему с Новичком, на агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве в прошлом году этот сорт был отмечен серебряной медалью.
   – Вы уже говорили, что четыре года на создание сорта мало. А сколько нужно?
   А.М. Голубев: Первый сорт абрикоса Саратовский рубин создавался 30 лет. Сейчас сорта выводим за 10-12 лет, можно сказать, что селекционный процесс поставлен на поток. Каждый год выполняем скрещивания, изучаем селекционные образцы, проводим отбор. В условиях нашей лаборатории за осенне-зимний период раза четыре успеваем провести оценку образцов на морозостойкость. Смотрим стойкость древесины, плодовых почек, их морфологическую стадию. Все это теперь быстрее происходит.
   Как только урожай появляется, мы сразу анализируем биохимический состав, чтобы не только дегустационные, но еще и химический параметры определить. В прошлом году лаборатория получила для этих целей хороший прибор – хроматограф. Теперь можем расширенный спектр веществ анализировать.
   Хотя, конечно, приборное оснащение еще оставляет желать лучшего. Мы над этим работаем. ФАНЦ Юго-Востока участвует в ряде федеральных программ, в том числе в программе «Наука». Она как раз заточена на приборное оснащение научных учреждений. Чтобы было понятно какой путь пройден по созданию современной исследовательской базы, скажу: в самом начале, в 2019 году, у нас была лишь комната и в ней стояли четыре стола и четыре стула. Всё!

Лаборатория
Лаборатория молекулярно-генетической селекции плодовых культур ФАНЦ Юго-Востока. 2023
   – Чтобы сорт широко шагнул по российским просторам, что нужно?
   А.М. Голубев: Необходимо закладывать новыми сортами показательные участки и продолжать создавать высокозимостойкие сорта. Что касается нашего региона, абрикосовых садов в промышленном масштабе пока еще нет. По сорту Саратовский рубин у меня есть только один коллега, который рискнул заложить такой сад.
   – А что сдерживает садоводов?
   А.М. Голубев: Погодный фактор большую роль играет. Саратовская область, как известно, относится к зоне рискованного земледелия. А это не только частые засухи, но и малоснежные зимы с сильными морозами. В прошедшую зиму как раз имело место сильное подмерзание южных сортов всех культур. Очень сильно подмерзли персики, черешня, южные груши и абрикосы, некоторые сорта яблони. Саратовские абрикосы нашей селекции перепад температур с +6 градусов до -32 в начале января выдержали, и плодовые почки у них есть живые. Пусть не 100 процентов, но небольшой урожай будет. А вот у 140 изученных коллекционных сортов и форм абрикоса урожая не будет.
   – И какие предельные температуры по морозостойкости выдерживают ваши сорта?
   А.М. Голубев: Саратовский рубин и Новичок Юго-Востока до минус 42. Что касается моего нового лучшего сорта персика Розовый фламинго, то прошедшая, крайне неблагоприятная зима показала, что у него порог зимостойкости еще недостаточный для надежного выращивания в нашей зоне. Это относится и к любому другому сорту персика.
   – Абрикос – молодец, а с персиком, что делать дальше будете?
Розовый фламинго
Персик «Розовый фламинго»
   А.М. Голубев: К настоящему времени селекционеры всего мира столкнулись с барьером морозостойкости персика – для древесины это -30 градусов, а для плодовых почек -28. Дальше морозостойкость не растет. Это надо исправить. Мы большую исследовательскую работу выполняем в лаборатории. Ведем не только конкретно селекцию, ищем еще и те новые механизмы, за которые можно было бы зацепиться, чтобы вывести устойчивые сорта.
   Провели гистохимические исследования содержания лигнина, липидов, суберина, то есть компонентов вызревания древесины. Потому что, если древесина не вызрела, она не будет устойчивой к морозам. Изучаем стрессовые белки, содержание фенольных соединений, активность гидролитических ферментов и многое другое. Ищем как новые механизмы устойчивости, так и генотипы их реализующие. Потом на основе этих доноров, с помощью гибридизации будем создавать уже устойчивые сорта. По миндалю и персику эти исследования чрезвычайно актуальны, так как древесина и плодовые почки у них недостаточно морозостойки.
   – И как насчет света в конце туннеля – забрезжил?
   А.М. Голубев: Уже первые гистохимические исследования 2019 года показали, что среди всех изученных персиков и миндаля наилучшее вызревание древесины у отдаленного гибрида «Посредник», созданного еще Иваном Владимировичем Мичуриным от скрещивания низкого миндаля с персиком Давида. Прошедшая зима показала, что у него еще и самая высокая морозостойкость древесины и плодовых почек из всех косточковых культур. Продолжая задумки Мичурина по акклиматизации персика, мы уже несколько лет опыляем миндаль «Посредник» смесью пыльцы культурных сортов персика и миндаля. Ожидаем значительного увеличения зимостойкости полученных отдаленных гибридов. Создание сортов на основе отдаленной гибридизации – задача не из легких.
Миндаль
Миндаль «Посредник»
   – Зафиксируем ситуацию. Селекция на морозостойкость по-прежнему задача трудноразрешимая. Тем не менее, для ученого здесь, помимо работы в русле практической селекции, имеется громадный простор для проведения поисковых и теоретических исследований. И уже можно говорить о некоторых подвижках, имея в виду работу лаборатории. Я правильно вас понял?
   А.М. Голубев: Да, в целом это так. Мы все-таки потихонечку задачу решаем. За эти четыре года мы уже открыли некоторые новые механизмы морозостойкости плодовых почек. Подчеркну, это совершенно новые механизмы. Результаты наших исследований были опубликованы в Эстонии в одном из журналов базы Scopus. В прошлом году в Крыму актуальность темы и полученные результаты коллеги высоко оценили. Так что, как говорится, мы в тренде. Это все результат многолетних усилий. За предыдущие годы нами была создана концепция механизмов резервного повышения зимостойкости абрикоса, разработана теория эндогенного покоя растений, проведены масштабные теоретические исследования на стыке биохимии, биотехнологии и селекции.
   – Давайте подытожим. На сегодняшний день какие практические результаты дали эти теоретические изыскания в плане создания новых сортов плодовых культур?
   А.М. Голубев: В 2015 был получен патент на сорт абрикоса Саратовский рубин. В этом году ожидаем в институте получение патента на сорт Новичок Юго-Востока. И есть два патента в частном питомнике Голубевых на сорт абрикоса Просто царь и сорт персика Розовый фламинго. У этих сортов вес плодов до 84 и 274 граммов соответственно, а вкусовые качества – 4,7 и 5 баллов. Абрикос «Просто царь» характеризуется как самый ранний, самый вкусный и самый крупный. Морозостойкость у обоих сортов повышенная.
Дегустация
Дегустация абрикоса. Сотрудники лаборатории (слева направо): Н. В. Бодров, В. Э. Анфалов, Н. А. Алёшина, А. М. Голубев, Н. А. Ефремова
   – А на ближайшую перспективу какие селекционные заделы имеете?
   А.М. Голубев: У меня сейчас на очереди 5 гибридов, которые можно смело патентовать. Просто их надо описать. Один сорт абрикоса в этом году постараемся подать на патент от моего питомника. И древесина, и плодовые почки у него морозы выдержали. Он оказался лучшим по всем показателям. Название пока не придумал.
   – Все-таки абрикос в приоритете?
   А.М. Голубев: Он на потоке у нас. Да и занимаюсь я его селекцией с 1978 года. Что касается персика и миндаля, то работа по этим плодовым начата сравнительно недавно, соответственно с 2013 и 2016 года. К тому же с персиком работать значительно труднее. Потому что сеешь косточки, они не всходят. Или взошли, как в этом году, и все под топор, поскольку древесина сильно повреждена морозами. Тут два пути могут быть. Первый – нужно заниматься мутагенезом. Есть интересные исследования в этом направлении. Я сам еще в 1990-е годы разработал метод быстрого получения мутантных клонов с повышенной морозостойкостью в культуре in vitro. Или – искать донора. Я об этом выше уже говорил.
    Сотрудничаем в этой работе сейчас с Гориной Валентиной Милентьевной из Никитского ботанического сада – известным крымским селекционером по абрикосу и Матюниным Михаилом Николаевичем из Республики Алтай. Это вообще кудесник. Все скрестил, что увидел из косточковых. У него масса гибридов. Обмениваемся. Много нам сюда, в Саратов, прислал образцов. Ищем среди них морозостойких доноров – на Алтае все-таки похолоднее, чем у нас на Нижней Волге.
   – «Тридцать три ступени к идеалу» – запомнилось это высказывание вашего коллеги по селекции Григория Тихоновича Казьмина. Если мерить вашу работу за прошедшие годы этими ступенями, которые бывает трудно преодолеть, а то и вовсе сорваться с них можно, так вот в селекции абрикоса, персика, миндаля вы и ваши коллеги по лаборатории на какой высоте этой многоступенчатой лестницы сейчас находитесь?
А.М. Голубев
   А.М. Голубев: По селекции абрикоса – ближе к вершине, по персику – где-то посередине, а миндаль – в самом начале пути к идеалу.


   30 мая 2023 г.